Головна » Статті » Мої статті

Техніка активно-продуктивого навчання

При использовании этого приёма не рекомендуется упрощать задание, когда ученики должны выполнить простейшую операцию на репродукцию знания, то есть найти в учебнике однозначный ответ на конкретно поставленный вопрос: «Кто…?», «Что…?» и т.д.

Можно предложить ребятам высказать свои версии. К примеру, до сих пор нет однозначного ответа, почему рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге. Или почему так раскачивался совершенно новый мост в Волгограде.

Как видим, отсроченную отгадку можно считать одним из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Поэтому данный приём является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.

 

1.4.Приём педагогической техники ЗАДАЙ ВОПРОС

 

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

 «Спросить – значит понять».

«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать».

(Л.Я. Аверьянов. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998).

Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».

Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.

А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов (А. Гин. Приемы педтехники…).

На мой взгляд, эффективнее дать ученикам несколько иное задание. Во время само­стоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте, ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или ина­че, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораз­до быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закреп­ляем только что изученный материал.

Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.

Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

 

Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», важность вопросов может быть разной. Таким образом, необходимо обязательное ранжирование вопросов.

Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.
Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

Понимание как объяснение самому себе, начинается с вопроса (или нескольких вопросов), который (или которые) ученик задает сам себе. Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является всего лишь одним из видов таких задач.

Приём педагогической техники “ЗАДАЙ ВОПРОС” очень эффективен и как самостоятельный дидактический инструмент, так и в контексте технологии критического мышления, технике активно-продуктивного чтения.

 

 

1.5. Приём педагогической техники ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА

 

Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не будем воспринимать его целиком, будем читать его по слогам, повторять раз за разом.

Читаем дополнительный текст – разъяснение данного термина, понятия и т.д.

А если таких незнакомых слов много?

И если мы не до конца уяснили смысл, значение этих слов?

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвал бы ещё «пребыванием в содержании». В такой создаваемой учителем педагогической ситуации  термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

ДРАМА (от греч. drama – букв. «действие»)

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.

В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Внедрение этого эффективного приёма произошло случайно. Готовился к открытому уроку в одной из школ Краснодарского края. 9-й класс. Я ребят никогда не видел. Лишь несколько минут телефонного общения с учителем истории, который был не на шутку встревожен:

– Вы понимаете, такой подбор ребят неудачный. У нас большие провалы в изучении материала. Ученики до сих пор не понимают терминов «революция», «реформа» и т.д. А тема к Вашему приезду сложная, посвящённая советским реформа конца 20-х – начала 30 годов.

 

Было над чем задуматься. Ведь я давал открытый урок для учителей всего района. Незадолго до этого в одном из журналов ознакомился с описанием драмогерменевтики. И вдруг понял, что представился случай опробовать этот приём. Определения понятий «революция», «эволюция», были распечатаны заранее.

Умышленно я не дал готовое определение понятия «реформа», а лишь указал значение частички «ре-…» и понятия «форма». Разбил класс на четыре учебных группы и раздал им маленький словарик на заданную тему и задания.

Каждой группе было роздано по два предмета:

первой группе – два воздушных шарика,

второй – две палочки,

третьей – два листа чистой бумаги,

четвёртой – два кусочка шпагата, каждый из которых был связан узлом.

Работе в группах предшествовало 10-тиминутное изложение нового учебного материала с мультимедийным сопровождением. При работе ученики могли, кроме словаря, пользоваться учебником. Суть заданий с предметами была в их преобразовании «революционным» и «эволюционным» путём.

Итак, учебные задачи группам были определены следующим образом:

1. Преобразуйте один из предметов «эволюционным» путём, а другой «революционным».

2. В чем отличия каждого из вариантов? Какой путь предпочтительнее?

Обсуждение в группах было очень живым. Учитель ходил  между группами, корректировал возникшие дискуссии.

И дети заговорили!

Им не надо было заучивать термины. Важнее было их прочувствовать, «прожить».

С чем они замечательно справились. Ученики не только демонстрировали «революционное» и «эволюционное» преобразование предметов, но и приводили известные выражения, афоризмы, поговорки на данную тему («разрубить гордиев узел», «наломать дров», «шар лопнул» и т.д.).

По признанию учителя, он никогда не слышал таких содержательных ответов своих учеников.

С заданием «Дайте определение понятию «реформа» ученики довольно легко справились, так как перед ними был своеобразный «полуфабрикат» из пояснений о приставке «ре-…» и понятия «форма».

РЕ...

          - приставка, обозначающая: 1) возобновление или повторность действия; 2) противоположное действие или противодействие.

РЕФОРМА (франц . reforme, от лат. reformo-преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально-нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

Ознакомившись с материалом, изложенным учителем, и с текстом учебника, дети сами без труда дали определение понятиям «советская индустриализация» и «советская коллективизация».

Таким образом, текст изучаемого параграфа и дополнительный текст в виде словаря стали своеобразным средством для активной мыслительной деятельности учащихся.

II. О трёх составляющих драмогерменевтики

___Драмогерменевтический подход к обучению является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока (занятия) всеми его участниками, включая учителя (преподавателя). Как направление в педагогике драмогерменевтика еще ждет своего детального описания и более широкого распространения, основные же положения, проясняющие контуры ее органической целостности, следующие.

___1. Драмогерменевтика возникла и существует как сопряжение сфер театральной, герменевтической и педагогической.

___2. Знания, умения и навыки каждой из этих сфер, сохраняя свою специфичность, переплетаются со знаниями, умениями и навыками сфер других. Но всем им не свойственна жесткая дискретность, все они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга, и отражаясь в каждой части драмогерменевтической целостности.

___3. Драмогерменевтика как педагогическое направление предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, обращенный и к ученикам, и к учителю.

___4. Освоение драмогерменевтики неизбежно связано с накоплением личного педагогического и жизненного опыта. Чем старше педагог, тем более связно могут формироваться его представления о драмогерменевтике. Разница в профессиональном и жизненном стаже обусловливает одновременное существование несхожих пониманий, толкований, осуществлений драмогерменевтики, что закономерно и нормально.

___5. Драмогерменевтику можно рассматривать как профессиональную игру, построенную на открытии содержаний в формах и форм в содержаниях.

 

1.6.Приём «Оценка текста»

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации. Данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного обучения.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?и т.д.

Блестящий методист Академии повышения квалификации Андрей Иоффе, автор ряда учебных пособий по обществозанию, показал замечательный пример использования оценки текста с Гимном Российской Федерации.

Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Задание 1.

Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна?

Задание 2.

Идеи каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации?

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста.

1.7.Кубик Блума как приём педагогической техники

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему»,«Объясни»,«Назови»,«Предложи»,«Придумай»,«Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

2 класс

Тема: В.драгунский «Тайное всегда становится явным»

Проверка домашнего задания с помощью кубика Блума:

Предложи своё название рассказа

Назови основные черты характера главного героя

Придумай другой выход из сложившейся ситуации

Почему автор написал это произведение

Объясни почему Миша запомнил этот случай на всю жизнь

Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа

Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.

Возможны два режима использования данного приёма.

Учитель задаёт соответствующие вопросы.
Ученики формулируют вопросы.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов

Категорія: Мої статті | Додав: Полуда (09.01.2015)
Переглядів: 286 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
avatar